ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ –это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается максимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
А.
А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который
способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»Ссылка на документ
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» Ссылка на документ
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 15.09.2021 №840 «"Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (скачать)
Приказ УО Орловского района от 23.09.2021 г. № 426 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (скачать)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Подробная информация о работе ФГБНУ "ИСРО РАО" по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность».
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
|
ИнтенсивЯУчитель 3.0 |
|
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу |
|
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года |
РЕКВИЗИТЫ ДОСТУПА К ЗАПИСЯМ ВЕБИНАРОВ:
Тема |
Ссылка |
Общие итоги. Математическая грамотность |
|
Читательская грамотность |
|
Финансовая грамотность |
|
Естественнонаучная грамотность |
|
Креативное мышление |
|
Глобальные компетенции |